by

In: Статьи

Комментарии к записи Индийская техника меча отключены

«Индийцы являются экспертами во владении мечом, и это передается из поколения в поколение. Безусловно, это самая древняя система владения мечом в мире»

B.Bramley
Cold Steel, and Indian Swordsmanship, 1899

«Европейцы далеко позади азиатов в использовании меча»

Col. Lewis Hough
For Fortune and Glory, 1885

«Мужчина с сильной рукой может ударить прямой саблей как дубинкой или палкой и свалить оппонента, но эффективность удара кривой саблей восточных воинов для него не достижима»

Capt. M.R. Laing Meason
English Dragoons, Temple Bar, 1865

«Эффективному уколу научиться гораздо проще, чем режущему удару, производимому талваром, — ужасающе эффективным оружием в руках опытного фехтовальщика»

The Earl of Cardigan
The Cavalry of the Territorial Army, 1908

«Идея обучать нашу иррегулярную индийскую кавалерию упражнениям с мечом глупа. Они владеют им намного лучшие, чем наши регулярные части»

Capt. Lewis Pelly
The Views and Opinions of Brigadier-General John Jacob, 1858

«Мы могли бы назвать многих, кто был разрезан почти надвое точным режущим сабельным ударом»

Light Cavalry in India, Bombay Quarterly Review, 1855

«Когда индийский всадник догоняет своего противника, он не делает удар, как это сделали бы мы, он выставляет руку и, с необычным движением запястья, голова слетает как по волшебству»

J.G.Wood
Man and His Handiwork, 1886

Военный комендант города и его ассистенты

Военный комендант города и его ассистенты

Для изучения индийских боевых навыков сложилась уникальная ситуация, невозможная для большинства других боевых искусств. В первую очередь это обусловлено народным, а не аристократическим или семейным характером боевых практик, что способствовало не только распространению, но и сохранению этих традиций в мирное время пусть даже с элементами профанации и отказа по объективным причинам от демонстраций реальных оружейных техник. Одна из последних войн с массовым применением холодного оружия – Сипайское восстание, имевшее место на территории Северной и Центральной Индии в 1857-1859 гг., произошло с вовлечением в конфликт широких народных масс, владеющих традиционными боевыми техниками. И совершенно уникальное для мира боевых искусств явление – широкое освещение и описание событий этого конфликта, в том числе боев и поединков, оружия и способов его применения в английской публицистике и многочисленных мемуарах английских военных. Эти факторы, в совокупности, позволяют не только изучать оторванные ныне от жизни боевые практики, но и иметь представление о способах и методах их применения в действительно реальных ситуациях массового вооруженного конфликта, что сводит к минимуму любые возможные спекуляции относительно назначения техник, их действенности или какой-либо секретности и таинственности.

Для понимания содержания и, тем более, изучения индийского фехтования в первую очередь необходимо отказаться от «бремени белого человека» и восприятия индийцев как нецивилизованного народа и дикарей. Когда английские теоретики фехтования описывали индийских мечников как прыгающих и кривляющихся бабуинов, не знающих ни колющих ударов, ни какого-либо парирования и удары которых очень легко отразить, англичане в Индии несли потери от холодного оружия, как ни в одном предыдущем конфликте. Когда в регулярно публикуемых сочинениях доказывалось, что колющий удар – это вершина любой продвинутой системы фехтования, английские военные в Индии спешно переходили на рубящие удары.

Колющий удар - вершина фехтования

Колющий удар — вершина фехтования

Доспехи «дикарей» позволяли им спокойно принимать удары европейцев, которые в большинстве описанных случаев не могли прорубить тюрбан, защищающий голову индийских воинов, а степень армированности сикхов поражала воображение англичан.
Описания поединков, в которых индийцы используют технику парирования или применяют колющие удары, а также описания индийских школ фехтования, которых, например, в Мееруте, городе, где началось Сипайское восстание, было целых три и в которых европейцы наблюдали все многообразие финтов, ударов и других фехтовальных действий, должны изменить предвзятое отношение к индийскому фехтованию.

В основе всех индийских техник лежит навык вращения шеста, наложенный на определенную технику перемещений. В сухом остатке эта техника формирует навыки владения рукой за счет скручивания бедра, мышц спины и плеча – то, что англичане описывали как «индийцы наносят удар как будто бы всем телом». Причем рукой, согнутой в никогда не распрямляющемся до конца локте, и с кистью, которая способна удерживать в полном захвате шест или рукоять сабли и при этом легко двигаться, жестко передавая усилие на удерживаемый предмет. Будучи спроецированным на саблю, такой навык позволяет совершать особый вид удара, описываемый англичанами как «drawing cut» или «slicing cut». Понять описываемый процесс можно на примере использования оружия с поперечным расположением рукояти, столь типичным для данного региона. Удар таким оружием по своей механике напоминает удар кулаком по столу, производимый «хозяином в доме», который в случае отсутствия стола дополняется обратным, протягивающим движением. При наличии подготовленной должным образом кисти, аналогично можно действовать и обычной саблей. Но, в отличие от поперечного расположения рукояти, где плотность хвата продиктована естественным расположением привычно сжатого и собранного кулака и его ограничением конструктивными особенностями оружия, рукоять сабли требует дополнительного напоминания и рефлекса для своего плотного удержания. Это достигается особым устройством талварной рукояти, непосредственно диктующей необходимую жесткость удержания.

3Здесь необходимо развеять еще один миф о маленьких размерах рук маленьких по размеру индусов. Жители Северо-Западной и Центральной Индии не настолько сильно отличаются по своим габаритам от европейцев. В музеях Раджастхана, коллекции которых ведут свое происхождение от дворцовых арсеналов, представлены талвары с вполне достаточными и большими размерами рукоятей. Относительно существования действительно небольших по размеру сабель и их рукоятей нужно учитывать степень милитализированности населения этих регионов Индии и вовлечение в военную подготовку женщин и детей.

Для неподготовленной кисти при упражнениях с талваром будет ощущаться определенный дискомфорт, включая стирание кожи кисти в местах соприкосновения с крестовиной или диском рукояти. После формирования правильного хвата любые неудобства исчезают. Наличие навершия в виде диска, помимо основной, ограничивающей функции, также дает дополнительный упор основанию кулака для возвратного, тянущего движения.

Возвращаясь к технике владения талваром и особого рода рубящим ударам, им производимым, будет интересно обратиться к непосредственным свидетельствам самих пострадавших.

Отставив в сторону многочисленные описания силы ударов индийцев, так как сильно ударить можно и палкой, приведем описания повреждений, производимыми режущими ударами. В первую очередь английские хирурги отмечали отсутствие каких-либо компрессионных следов. Разрез всегда чистый, тонкий без заметных дополнительных повреждений, в то время как раны от обычного удара европейцев всегда имели следы сжатия, разрыва и других травм. Удар талвара полностью отсекал конечность, либо, как минимум, разрезал до кости. Часто пострадавший даже не сразу чувствовал боль от нанесенного ему повреждения. Одним ударом отсекалась голова, обе руки, рука и плечо с частью корпуса, обе ноги. При этом этот удар наносился не с разбегу, не с амплитудой из стороны в сторону, а компактным, собранным движением, с часто описываемым необычным для автора движением запястья: «европейцы сильным прямым снисходящим ударом могут расколоть череп противника надвое. Индийцы же, как правило, с искусностью и мастерством вместо брутальной силы, достигают того же результата за счет деликатного режущего удара от запястья».

Легкость, с которой индийцы управлялись со своими талварами, англичане сравнивали с тем, как мужчина управляется с хлыстом, стеком. Вообще доверие индийцев к своему оружию и умению с ним обращаться было безграничным. Попадая на службу в Британскую армию, будучи вооружены мушкетом с байонетом, во время ближнего боя они не пользовались штыком, а перехватывали мушкет в левую руку (или бросали его в противника как копье) и брались за свои сабли.

Техника исполнения ударов и ее результат диктовали и тактику ее применения. Основным приемом являлось отрубание конечностей. У пеших воинов атаке подвергались рука, держащая оружие и выставленная вперед нога. Последнее было настолько излюбленным приемом, что продвинутые англичане специально выставляли ногу вперед и провоцировали индийцев на атаку. До сих пор в Индии учат всегда атаковать выставленную вперед ногу. В случае конных противников, к руке, держащей саблю, добавлялась рука, держащая поводья и сами поводья.

4Отсутствие откровенных замахов и размахов в технике исполнения ударов в качестве дополнительного эффекта имело своим следствием повышение степени пассивной защиты атакующего, так как он во время нанесения удара практически не раскрывался. Наличие в траектории удара обратной, режущей фазы движения возвращало саблю в положение готовности для активной защиты или следующего удара.

​Техника нанесения режущих ударов не была секретом для англичан. Иррегулярная конница в составе частей Британский армии, основная ударная сила англичан в последней англо-индийской войне, которая приняла на себя большую часть боевых действий, состояла из представителей народов Северо-Западной Индии, была вооружена талварами и применяла соответствующую технику. В индийских школах фехтованиях, более широко представленных во второй половине XIX века, чем позднее, демонстрировались приемы и навыки владения традиционным оружием. Отдельные английские военные, не считавшие колющий удар вершиной фехтовального искусства и не брезговавшие учится у туземцев, осваивали эту технику.

Естественно, что такая техника разрубания не возможна без необходимой заточки лезвия сабли. Англичане постоянно упоминают феноменальную остроту лезвий талваров. Помимо шутливого «сабли были настолько остры, что мухи боялись садиться на них» есть и задокументированный факт, когда шелковый шарф был положен на лезвие, и после легкого встряхивающего движения саблей шарф оказался разрезан.

​Описание методов обучения, к сожалению, данное уже в конце XIX века, когда традиционная подготовка была полностью вытеснена уставной и «удары, которым учат в индийских частях сейчас, мало отличаются от ударов, производимых топором» содержит ряд практических советов: «рубке следует обучать на ногах, по определенным объектам»; «раньше было много и других вещей, используемых на практике, но фехтовальщику никогда не дозволялось рубить в воздухе».

Иллюстрации из трактата по фехтованию. Ахмаднагар, XVI век

Иллюстрации из трактата по фехтованию. Ахмаднагар, XVI век

​Когда могла возникнуть такая техника, и насколько она традиционна для данного региона? Персидский историк Муххамад Касим в конце XVI века упоминает о существовании искусства, строящегося по той же самой, что и сейчас, схеме упражнений: шест, меч, меч и щит, два меча. Большой поклонник фехтования, мастер меча, уделявший много времени этим упражнениям султан Ахмаднагара (Центральная Индия) Бурхан Низам-шах (1510-1553 гг.) ввел моду на занятие этим искусством так, что во всех частях Ахмаднагара существовали школы фехтования и борьбы в большем количестве и пользующие большей популярностью, чем медресе. Практически ежедневно перед султаном соревновались лучшие бойцы, в поединках которых победителем считался тот, кто нанес первую рану. Когда редкий день стал обходиться без одного-двух убитых, соревнования были прекращены, но появилась практика частных дуэлей. В которых если одна из сторон погибала в честном поединке, то никаких претензий к победителю не предъявлялось. Со временем такая практика распространилась и за пределы Ахмаднагара.

Иллюстрации из трактата по фехтованию. Ахмаднагар, XVI век

Иллюстрации из трактата по фехтованию. Ахмаднагар, XVI век

​Если отталкиваться от конструкции оружия, а точнее рукояти индо-мусульманского типа (классической талварной), то такие рукояти уже фиксируются у моголов на период их вторжения в Индию. Считается, и это следует из названия, что персидская рукоять под индийским влиянием обрела навершие в виде диска. Именно такая конструкция, ограничивающая кисть, и позволяет наносить эффективные режущие удары. Время появления и распространения рукоятей такой формы также может быть определено серединой XVI века.

​Учитывая, что фехтование и борьба в Индии идут рука об руку, и большинство обстоятельств говорит в пользу иранской версии появления в Индии этих практик, что органично укладывается в период мусульманского и, позднее, могольского завоевания и последующего возникновения моды на все персидское, существует один нюанс.

​Классический индийский меч кханда, использовавшийся в Индии с древних времен и вплоть до конца XVIII века, имел, уже начиная с IV-V вв., конструкцию рукояти с дисковидным навершием. К XVI века это конструкция дополнилась развитым эфесом, получившим название «индийской корзины», а со временем клинки кханды стали монтироваться и с талварной рукоятью. При этом конструкция клинка кханды, расширяющегося к острию, также благоприятствует возможности нанесения режущих ударов.