Манмал

Май 01

Манмал

by

In: Статьи

Комментарии к записи Манмал отключены

С благодарностью Андрею Попову, который когда-то спросил пожилого индийца-антиквара и торговца старыми саблями, умеет ли тот ими пользоваться

На территории Северной, Центральной и Восточной Индии распространены достаточно схожие практики владения оружием. К сожалению, они также схожи своим ярко выраженным праздничным, фестивальным характером, который определяется тем, что праздники и фестивали и являются основным местом и поводом для их демонстраций. Если бы главным местом для их применения были турниры и чемпионаты, возможно судьба индийских боевых искусств была бы другой.

С учетом этих обстоятельств можно понять мое удивление и впоследствии восторг, когда я обнаружил подобные практики, но с реальным прикладным значением, использующие осознанные перемещения, вложение силы и, главное, имеющие пусть минимальную, но разъяснительную теоретическую базу.

Сразу следует отметить, что таких привычных европейцу понятий как «школа», «стиль» и «боевые искусства» в данном случае не существует. Это упражнения, которые сами индийцы относят, естественно, ко временам Махабхараты и считают, что они существовали в таком виде практически всегда.

Мастерская семьи Панчал

Мастерская семьи Панчал

Манмал Панчал родился 1946 г. и его род входит в подкасту «секлигарх» – кузнецов оружейников. Его отец, дед и далее являлись придворными оружейниками махараджи Бунди и сам Манмал до недавнего времени еще получал формальное вознаграждение, соответствующее его статусу. В современной жизни Манмал, как ранее его отец, занимается антиквариатом: раджпутской живописью и оружием. Также работает вместе с сыновьями в мастерской, где точит серпы крестьянам и ножницы горожанам.

Но самое главное, Манмал, как и его отец и дед является гуру и наставником акхары в Бунди, носящей в настоящее время название «Ganesh vayamshalla». «Ganesh» понятно всем, «vayam» означает упражнения, «shalla» — место для занятий, школа. В рамках которой и просуществовали до нашего времени определенные практики. Эти практики Манмал считает типичными и общими для всего Раджастхана, но с некоторыми отличиями. На расспросы являются ли эти отличия, которые выделяют манеру исполнения Манмала, исключительными для этой акхара или это манера исполнения самого Манмала он отвечает, что так его учил отец, который, в свою очередь, учился у своего отца. А вот что было до этого.

В первой половине 18-веке в Бунди пришли аскеты-садху и основали на берегу озера акхара.
Их была группа — джамаат в 10-20 человек. Которые и практиковали вместе с аскетизмом борьбу и владение оружием. Один из очередных гуру акхара, обладающий выдающимся способностями в боевых практиках, достиг самадхи ориентировочно во второй половине 18-го века и в нетленном виде был помещен в храме Шивы на территории акхара. С тех пор это место притягивало и притягивает к себе поклонников этих практик и просто ищущих или желающих чего-то.

Дед Манмала еще застал последних «озерных» садху. Сохранилась ли к тому времени какая-либо преемственность общины с первыми садху, в том числе в содержании боевых практик, можно только предполагать. Дед и его сыновья (среди них отец Манмала) все практиковали борьбу и владение оружием. Один из братьев был известным в стране борцом. Согласно семейному преданию к нему с «дружеским» визитом для обмена опытом приезжал известный иранский борец. В поединке, когда брат после надкусанного иранцем уха начал проигрывать, его отец наставил на него ружье и гарантировал, что застрелит его в случае проигрыша. Естественно, победа была одержана.

Акхара. Конец 60-х гг.

Акхара. Конец 60-х гг.

Манмал начал заниматься у отца в 12 лет традиционной борьбой и оружейными практиками. В 60-гг. интерес к этому был огромный и акхара жила полной жизнью. Впоследствии с исчезновением интереса у молодого поколения и с возрастом Манмала все изменилось. Сейчас наблюдается небольшой всплеск интереса, но опять-таки к столь милой сердцу индийца красочной, показательной стороне практик. Но пока, может быть благодаря святому садху, или врожденным талантам самого Манмала, а может и сохранившейся преемственности с боевой подготовкой аскетов-воинов, в этих практиках еще есть внутреннее содержание и боевой смысл.

Манмал Панчал с внучкой Горанти

Манмал Панчал с внучкой Горанти