За всеми проявлениями оружейных боевых искусств Северо-Западной Индии стоит единый источник. Хотя сами индусы относят время возникновения этих практик ко времени событий Махабхараты, но реальное понимание истории и давности передачи традиции не распространяется далее XVII-XVIII веков.

Ряд фактов предполагает иранскую версию зарождения индийских боевых искусств. Существует схожесть сохранившихся принципов обучения и содержания подготовки воинов в Иране и Индии. Индийская борьба кушти, как считается, была занесена из Ирана. Локализация оружейных стилей в Северо-Западной Индии, а также исторические пути миграции, завоеваний, заимствований и распространения культуры, также подтверждают иранскую версию.

Солдатские развлечения

Солдатские развлечения в индийских частях Британской Армии

Из всех Северо-Западных направлений наиболее известным и находящимся на слуху является гатка. «Гатка» — это слово на языке пенджаби и оно неизвестно в раджастхани-хиндиязычном Раджастане. Считается, что гатка возникла в самом конце XIX века из практик, существовавших в туземных частях армии Британской Индии и имевших в качестве основы традиционные индийские корни. Заметно развитая сторона гатки как перформанса сложилась под непосредственным влиянием британского командования и администрации, тщательно искоренявших любые проявления национального духа и реальных воинских умений, не относящихся к уставной службе в британских частях.

Во всех существующих в настоящее время индийских практиках превалируют техники с шестом. Обучение начинается именно с шеста, если не считать практик с утяжелителями, укрепляющих мышцы и сухожилия. Интересно, что эти практики являются общими и для борцов кушти и для фехтовальщиков.

Две дубины

Традиционные силовые упражнения

Вращение шеста, кажущееся на первый взгляд бесполезным для какого-либо реального применения, позволяет выстроить координационную и двигательную базу, так как инерция движения шеста нуждается в ответных реакциях со стороны тела практикующего. Это методика работает только в случае, если шест полноценно удерживается руками и все пальцы кисти крепко держат шест, особенно безымянный и мизинец. Ослабление хватки шеста превращает упражнение в жонглирование. Крепкое же удержание и последующее за этим развитие и укрепление запястий приводят к тем возможностям фехтовальщика, которые так удивляли и поражали (и в прямом смысле слова тоже) английских солдат в англо-индийских войнах. Выставленные шестом навыки координации тела позволяют действовать также одной рукой и переходить к обучению владением оружием любого вида: колющего, рубящего и ударно-дробящего.

Вторым фактором, помимо неполноценного удержания оружия, который обесценивает реальное применение индийских техник на практике, является широчайшим образом распространенное в настоящее время обыкновение не отвечать на инерцию шеста или другого оружия координацией и балансом тела, а, по сути, следовать за оружием произвольным образом. В итоге движения фехтовальщика превращаются в хаотичные переступания, перебегания, припрыжки над землей с главной целью — сохранить равновесие. О выставлении ударных, парирующих техник и вообще о каком-либо разумном контроле над своим телом речи быть уже не может. Проявлению и распространению указанного фактора также способствует подмена понятий. Когда вместо труднодостижимого и смутно понимаемого мастерства в работе с оружием практикующего начинает привлекать быстро приобретаемое умение эффектно вращать разнообразные предметы и перемещаться с максимальной скоростью «быстрее, выше, сильнее» на радость аплодирующим зрителям. Эта положительная черта в характере индусов – стремление извлекать из всего радость – играет негативную роль в процессе обучения и передачи традиций воинских навыков.

Таким образом, наличие двух обстоятельств: принудительная селекция театральной и акробатической составляющей и отсутствие отчетливых критериев мастерства привело к тому, что для стороннего взгляда подавляющее большинство демонстраций индийских техник работы с оружием выглядит как театральное представление.

1Тогда возникает закономерный вопрос: каким образом стыкуется красочное спортивно-развлекательное мероприятие и исторические свидетельства об исключительной воинской подготовке населения Северо-Западной Индии? Английские специалисты армии Британской Индии приводили следующий перечень народов, которые в силу их качеств следует призывать на военную службу (список соответствует представлениям англичан XIX века о народах Индии): раджпуты, брахманы, джаты, гуджары, пуштуны, моголы и маратхи. В подавляющем большинстве представители Северо-Западных территорий Индии. Именно население этих регионов, по описаниям путешественников, работало на своих полях с щитом за спиной и саблей на поясе, и по мнению путешественников здесь почти все мужчины имели опыт владения оружием и сражений и являлись в той или иной степени солдатами.

2Эрл Эгертон, лорд Таттон, коллекционер, путешественник и исследователь Индии отмечал: «все раджпуты обучены обращению с оружием. В каждой деревне есть своя школа, где утром и вечером обучают пользоваться оружием, а также занимаются спортивными упражнениями. Именно здесь воспитываются должное отношение к военной службе и боевые качества». Британские мемуаристы, участники англо-индийских войн XIX века признают, что индусы превосходят европейцев в фехтовании. Те, мемуаристы, которые не пишут об этом прямо, списывают неудачи англичан в поединках с индусами на превосходство туземных сабель, с отступлением, что все-таки в своем большинстве туземные сабли хуже английских. Те, кто не признает вообще никакого превосходства туземцев над англичанами, списывают неудачи в поединках на железные ножны, которые тупят превосходные английские сабли и не позволяют отменным фехтовальщикам побеждать туземцев.

3

 Сомнительно представлять, что практически профессиональные воины, составившие себе славу не только среди своих соотечественников и не только в эпические времена, могли ограничиваться в своей военной подготовке только демонстрационными упражнениями.

Существующая еще в настоящий момент практика воинских умений в бывшем княжестве (а теперь округ) Юго-Восточного Раджастана позволяет приблизить понимание того, как могли выглядеть техники раджпутских школ и каким навыкам могли там обучать.