by

In: Методики

Комментарии к записи Владение оружием: различия в техниках реального фехтования и демонстрационного шоу отключены

Индийские современные боевые искусства с использованием оружия представляют собой сплав, а, точнее, остатки от реального фехтования, спортивно-развлекательных упражнений и стандартного набора приемов для демонстраций в качестве шоу. Важно подчеркнуть, что все эти элементы одновременно существовали в исторической действительности, представляли собой единую систему подготовки воина и не противоречили, а дополняли друг друга.

Применение оружия в бою или, хотя бы, рубка глины саблей закрепляли реальные навыки и отсеивали непрактичные. Спортивные упражнения, например, такие, как учебные поединки с использованием короткой палки, часто обитой мягким материалом, и щита — предназначалась для отработки комбинаторных действий, перемещений и взаимодействия с противником. Демонстрационные техники занимали, скорее, нишу «воинского танца» и являлись производными от реальных навыков, а не наоборот. После запретительных мер британской администрации этот баланс был нарушен. Более того, в первой половине XX-го века на фоне, с одной стороны, возрастающего интереса к физической культуре в целом, а с другой стороны — на волне роста интереса к традиционным практикам, но в отсутствие требований к их реальной применимости, в ряд направлений боевых искусств осознанно и целенаправленно были внесены коррективы, а некоторые направления были практически воссозданы заново именно с учетом зрелищной стороны.   


В настоящее время значительная часть демонстрируемых упражнений представляет собой техники развлекательной направленности, которые развились и закрепились именно в таком качестве без какого-либо противовеса и сдерживания со стороны других составляющих некогда единой системы. С учетом их простоты и доступности, а также того обстоятельства, что такие техники не требуют проверки практикой за исключением участия в самом шоу, эти упражнения полностью и в совершенстве осваиваются еще в юношеском возрасте, после чего практикующие обычно теряют интерес к дальнейшим занятиям и развитию своих навыков. Реальные же практические методы боевых искусств остаются скрыты в скучных и незрелищных подготовительных упражнениях и поэтому не востребованы. Более того, изначально заложенные в базовые традиционные упражнения принципы, необходимые для владения реальным оружием, такие, например, как привычка соблюдать угол в 90 градусов между оружием и предплечьем, предплечьем и плечом, отбрасываются как излишнее и избыточные.

Основные упражнения, направленные на подготовку тела, суставов, правильное удержание оружия, освоение базовых траекторий, шаги и перемещения, требующие много времени и усилий, не являлись яркими и зрелищными. В противоположность этому элементы шоу, не требующие глубокой и комплексной традиционной подготовки, легко осваивались и намного превосходили основную подготовку по яркости и эффектности в глазах зрителей. Чтобы научиться «фаер-шоу» не нужно тратить годы своей жизни, и для этого не требуется тысячелетняя практика владения реальным оружием. В самом по себе шоу с оружием нет ничего плохого, но при абсолютном доминировании и полном отрыве от проверки практикой, такое шоу начинает представлять собой отдельный, другой вид искусства, для быстрого овладения которым необходимы навыки, часто противоположные навыкам для реального боя с оружием. Как итог, любые попытки представить боевые искусства Индии прошлого, как производное от существующих демонстрационных техник, вызывают противоречивые чувства.

Еще один фактор — это абсолютизация упражнений, в оригинале предназначенных для развития базовых навыков координации и привыкания к оружию. Раньше эти упражнения обретали смысл и наполнение в реальных условиях: рубка оружием, нетеатрализованные учебные поединки и реальная ситуация на поле боя. Вместо этого эти упражнения абсолютизировались, отрывались от реальности и практической стороны, которая оставалась скрытой для обучаемого, и передавались далее от наставника к ученику уже как основные навыки. Без какого-либо дальнейшего развития и аппликации к реальным ситуациям эти навыки стали восприниматься как сама традиция и непосредственно воинские умения.


Основные отличия упражнений для шоу:

  • Использование максимально облегченного оружия
  • Чрезмерная скорость вращения оружием
  • Отсутствие работы ног и перемещений
  • Расслабленные запястья
  • Отсутствие прикладываемой силы
  • Отсутствие контроля лезвия меча/копья/кинжала

Использование максимально облегченного оружия

Боевое искусство — это всегда умение приложить силу, и принципы, на которых основаны индийские боевые искусства, рассчитаны именно на использование максимально возможной силы. Сила требуется как для тянущего режущего удара, при котором сабля не летит по инерции, а, скорее, вдавливается в цель, так и для ударов тяжелым копьем, как колющих, так и рубящих, и даже для использования окованного железом посоха, который не летит произвольно, а контролируется на всей своей траектории движения и связан с телом.

Человек, двигающийся с оружием, представляет собой одну единую замкнутую систему, состоящую из двух тел: тела человека и его оружия. Когда человек с оружием прикладывает силу к внешнему объекту, создается другая замкнутая система, состоящая также из двух тел, но уже человека с оружием, как одного тела, и внешней цели (противника), как другого тела. В последнем случае для того, чтобы вы могли поразить цель, не потеряв равновесия, не провалившись, не упав, не выронив ваше оружие и т.д., вы должны компенсировать не только свою инерцию, но и внешние влияния от вашей цели, условно — силу противодействия. То же самое и в первом случае для системы «ваше тело плюс ваше оружие», когда вы прикладываете силу для вращения тяжелым предметом, обладающим выраженной массой, вы вынуждены постоянно компенсировать его импульс, уравновешивать его своим телом.

Самый простой способ уравновесить предмет

Другими словами, обучаясь владеть конкретным оружием, вы учитесь не красиво или эффектно им размахивать, а учитесь с ним взаимодействовать, уравновешивать его, создавать единую систему. В такой ситуации оружием является не ваша сабля и не ваше тело, а сабля плюс тело как единое оружие. Если вес оружия стремится к минимуму, и оно не требует приложения никаких усилий, то и создать систему не получится: отдельное тело возьмет в руку отдельную палку и будет ее бить другое отдельное тело. То же самое и в случае тяжелого оружия, но без создания единой уравновешенной системы: размахивание оглоблей из стороны в сторону может быть, безусловно, весьма практичным, но это не будет искусством.

Двигаемое вами оружие имеет импульс, который равен произведению массы на скорость. Чтобы создать уравновешенную систему, в которой все импульсы скомпенсированы таким образом, чтобы эта система (вы плюс ваше оружие) была способна свободно перемещаться в любом направлении, не теряя равновесия из-за инерции, и совершать разнообразные осознанные действия, вам придется либо потратить годы усиленных тренировок, либо просто свести к минимальному значению один из множителей — массу или скорость. В таком случае выбор не велик: взять в руки максимально легкий предмет, но с возможностью вращать его очень быстро, или взять в руки тяжелый предмет и монотонно размахивать им, пытаясь не упасть, стоя на одном месте, или, уже не размахивая им, бежать с ним преимущественно по прямой линии за убегающим от вас противником. И это еще речь не идет о прикладывании силы к внешнему объекту и созданию, таким образом, второй системы: вы с вашим оружием против цели.

Чрезмерная скорость вращения оружием

Самое популярное упражнение, которое призвано произвести впечатление, продемонстрировать навыки работы с оружием и которому легче всего научиться – это быстрое вращение оружием, стоя на месте. Это еще имело бы смысл, если к такому упражнению добавить работу ног, но ее нет, так как ноги просто физически не успевают за такой избыточной скоростью: вы не можете двигаться быстрее, чем могут двигаться ваши ноги. Именно по этой причине все подобные упражнения делаются стоя на одном месте на двух ногах, причем часто широко расставленных, чтобы не упасть даже от той слабой инерции, которую порождает легкое оружие. И именно поэтому быстро вращается именно симметричное оружие, которое можно удерживать по середине или в центральной части, чтобы две стороны оружия компенсировали сами себя и не требовали для этого каких-либо дополнительных усилий. 

Также подобные упражнения не имеют прикладного смысла. Эти вращательные движения сами по себе не несут никакой атакующей угрозы и не носят защитного характера. Стрелы они тоже, к сожалению, не отбивают. А для удара или для защиты придется сделать шаг и, очень вероятно, что не один, — то есть придется начать двигаться как единая система. Стойка или прыжки на двух ногах могут быть вполне уместны в поединке или на ограниченном спортивном ринге. Согласно же историческим описаниям ситуация и динамика массового сражения были иными.

Отсутствие работы ног и перемещений

Боевое искусство поля боя — это всегда перемещение. В индийских боевых искусствах всегда подразумевается движение и реагирование по всем четырем сторонам. Более того, нужно уметь двигаться так, чтобы вы были способны совершать любые действия руками, но при этом движения рук были привязаны к движениям ног, так как это одно из основных условий для вложения силы. Ситуация, при которой за повышенную маневренность легкого оружия или необходимость хоть как-то оперировать тяжелым оружием приходится платить обездвиживанием нижней части тела, утратой динамики или разнообразия перемещений в целом, свидетельствует о низкой планке сочетаемости скорости, с которой вы размахиваете вашим оружием, и величиной силы, которую вы способны приложить к внешнему объекту.

Перемещение на ногах означает не прыгание на двух ногах, не волочение или шарканье ими по земле, а чередующиеся шаги, с помощью которых и должны перемещаться люди на любой поверхности за пределами спортивных залов или специально подготовленных ровных площадок. Стоять или прыгать на двух ногах перед индийским воином, особенно с заметно выставленной вперед «передней» ногой, было просто невозможно – такая нога атаковалась бы немедленно. Доходило до того, что опытные британские фехтовальщики специально провоцировали на атаку индийских воинов, выставляя вперед одну ногу. Стойка на двух ногах могла иметь место либо в виде короткого мгновения при перемещении, либо в виде такой же короткой фиксации при совершении атакующего или защитного действия. Даже в обычной жизни, когда человек перемещается посредством смены ног, шагов, он одно мгновение стоит на одной ноге, а другое мгновение находится в процессе смены этих ног, без промежуточного положения на двух ногах. Две ноги означают остановку. А остановка в ситуации массового боя означала смерть.

Какие-либо другие способы «боевых» перемещений являются результатом либо творческого подхода, не обремененного необходимостью практического применения холодного оружия на поле боя, либо угасанием и утратой существовавшей когда-то традиции, либо продуктом современных единоборств конца XIX – XX вв. Стоять можно только перед одним противником, но даже современный бокс показывает, что это плохая идея. Против одного противника, как в боксе, можно двигаться, «челночить» по одной оси. Но если добавить второго противника сбоку, с правой или левой стороны, то «челночить» одновременно по двум осям уже не получится. А если к этому еще добавить дистанцию для холодного оружия и соответствующую этому амплитуду «челнока», то те перемещения, которые неминуемо придется совершать, окажутся подозрительно похожи на один из вариантов индийской пентры в хорошем или плохом ее исполнении.

Пентра – это не абстрактное, теоретическое или учебное движение. Это не начертанный магический квадрат или священные буквы, как утверждается сейчас в осовремененных боевых искусствах. Пентра — это универсальный способ перемещения, реализуемый как в базовом варианте, так и в более сложных.

Расслабленные запястья

Вы не сможете вкладывать силу в удар, если привыкли быстро вращать оружие. Вообще вращение оружия на скорость за счет лучезапястного сустава как центра вращения не только бесполезно, но и вредно, как для навыков владения оружием, так и для самого сустава. Чтобы быстро вращать легкие предметы, нужны расхлябанные кисти. Если в такую привыкшую к расслаблению руку вы возьмете тяжелое оружие, то рано или поздно вы повредите себе не только кисть, но и другие суставы и сухожилия руки. А если вы возьмете даже тонкую палочку, но твердым «тесным» индийским хватом, которым и полагается держать индийское оружие, вы уже не сможете вращать ее настолько быстро, потому что она окажется прочно связана с остальным телом и в том числе с ногами. Не случайно основное упражнение индийского фехтовальщика — это упражнения с булавами, необходимые для укрепления, а точнее — закрепощения суставов. Самый хвалебный эпитет для индийского воина древности – «могучерукий воин».

Отсутствие прикладываемой силы

Движения без вкладывания силы подобны холостому ходу на нейтральной передаче. Ваши движения должны быть построены таким образом, чтобы в каждое из них можно было вложить силу. Соответственно, в каждый момент времени ваше тело должно представлять собой прочный каркас, как строительная опалубка, в которую можно залить условный «бетон», наполнив энергией и силой, но при этом так, чтобы этот каркас не развалился. Если в тренировках с оружием «в воздухе» вы используете один каркас и одну технику, а для нанесения удара не «в воздух» вдруг вынуждены использовать другой каркас или другую технику, то значит вы занимаетесь двумя разными искусствами.

Отсутствие контроля лезвия меча/копья/кинжала

Ваше оружие – это сабля. А оружие самой сабли – это ее лезвие. Именно лезвием вы атакуете цель и именно через лезвие прикладываете силу. Если же вы много вращаете саблей в воздухе, вы быстро разучитесь вести лезвие прямо и делать индийский тянущий удар, даже если умели. Раньше в Индии при подготовке воинов вообще было запрещено махать саблей в воздухе без встречного воздействия. Именно по этой причине в безоружных индийских боевых искусствах не бьют в воздух кулаком, локтями, коленями или ногами, а вкладывают силу в уравновешивающее движение — бьют в свою же подставленную руку. Даже базовая траектория вращения, которую начинают осваивать с короткой палкой, а затем с тальваром, не означает бесконтрольное положение предмета в воздухе, а всегда подразумевает ведение лезвия. В индийских искусствах даже у палки есть две четко различаемые стороны: условное «лезвие» и «обух», тем более у меча или копья. Если при пользовании саблей или копьем ваша техника не подразумевает и не предусматривает контроль лезвия и не учит различать две или четыре стороны вашего оружия (одно или два лезвия клинка и две его плоскости), то это означает, что связь с практическим применением этого оружия утрачена.


К сожалению, все указанные выше причины порождают друг друга, усиливают и при этом взаимно маскируют свой разрушительный эффект. Так, использование максимально облегченного оружия позволяет не вкладывать силу по причине отсутствия инерции оружия и необходимости ее уравновешивать. Отсутствие необходимости вкладывать силу позволяет не перемещаться и просто стоять на одном месте или же прыгать на двух ногах. Отсутствие перемещений компенсируется высокой скоростью вращения оружием вместо реальной динамики. Высокая скорость вращения оружием не требует подготовки тела и усиления (закрепощения) суставов. Чтобы компенсировать отсутствие специальной подготовки тела и суставов используется максимально облегченное оружие или тренировочный инвентарь, предельно упрощающий тренировочные задачи. Это замкнутый круг. Упражнения, выполняемые таким образом, не имеют практического смысла и дальнейшего развития. Это тупик, и придется всю жизнь делать одно и то же или со временем прекратить занятия из-за отсутствия интереса и мотивации.

Используются тонкие и легкие палочки, вместо тяжелых посохов, которые в исторической действительности были к тому же окованы железом. Сделанные из пластика максимально облегченные чакары, которые без проблем можно зрелищно и быстро вращать, снабжены специальной сеткой, чтобы избежать запутывания, да еще с пластиковыми грузами, безопасными для владельца при неправильном использовании предмета. Меч-пата с очень гибким клинком для эффектного разрубания плода лайма, лежащего на земле (понятно, что таким клинком достаточно просто попасть по земле, а гибкий клинок сам примет необходимый угол и будет двигаться вдоль поверхности). Использование в качестве условного копья простой палки без тяжелого наконечника, что меняет баланс предмета и не требует дополнительных усилий, позволяя просто обозначать технику.

Пластиковый чакар.

1830 год. Упражнения в военном лагере. Разрубание лайма на земле. Я не вижу здесь паты с очень гибким клинком.


Боевые искусства — это не набор трюков, хитрых «смертельных» ударов и приемов. Боевое искусство — это подготовленное тело, тело как оружие. Это мощь, мощность, которая является произведением силы на скорость. Можно на очень большой скорости прикладывать слабую силу. Или прикладывать очень большую силу на маленькой скорости. Но это не будет боевым искусством. Боевое искусство — это максимально возможная сила на максимально возможной скорости. Естественно, что они будут ограничивать друг друга. Но смысл тренировок и состоит в том, чтобы постоянно увеличивать этот предел соотношения силы и скорости. Если в процессе тренировок этого не происходит, и ваша «мощность» не растет, то вам придется уповать либо на сверхскорость, которая ни с того ни с сего внезапно проявится в экстремальной ситуации, либо на неведомую силу, которая вдруг уронит вашего противника. В таком случае в качестве альтернативы боевым искусствам лучше выбрать спорт и современные единоборства, в которых отсутствие роста силы и скорости в тренировочном процессе скрыть будет гораздо сложнее.

в этой связи ставить во главу угла технику и отработку приемов как основную цель занятий опрометчиво. Техника — это лишь инструмент для достижения необходимых показателей скорости и силы, та самая конструкция или форма, которая наполняется содержанием. Без силы и скорости техника пригодится только для показательных выступлений и шоу

Сила удара, если вы не бьете в прыжке или исключительно за счет инерции движения собственного тела, зависит от вашей способности создавать жесткий каркас, связку, обеспечивающую связь между оружием, рукой, держащей оружие, и ногой, твердо стоящей на земле, упирающуюся в эту землю или отталкивающуюся от нее. Так как вы должны свободно перемещаться, то ваши ноги шагают.

как ни странным может показаться здесь упоминание Миямото Мусаши, но он был практик, и его искусство было историческим, основанном не только на реальных поединках, но и на участии, по крайней мере, в одной массовой битве – «я перемещаюсь также, как и хожу по улице, чередуя ноги»

При этом каждая постановка ноги, шаг, должны создавать жесткую структуру. Соответственно, ваша скорость, с которой вы можете прикладывать свою максимальную силу, зависит о скорости перестановки ваших ног, на которой вы можете создавать такую структуру. В таком случае потеря равновесия, баланса или нескомпенсированное инерционное движение будут означать «пробой» вашей структуры, развал каркаса и разрушение опалубки — сила пошла не в руку и оружие, а просто выплеснулась наружу.


Этапы правильной практики (не последовательность овладения ими, а общая направленность)

1. Нужно синхронизировать движение рук с движениями ног. Действия руками должны совпадать с шагом и с моментом постановки стопы. Нужно соединить верх с низом, выстроить вертикаль. Это уже будет являться пусть минимально, но гармонизированным движением всего тела и вложением в удар. На этом этапе вы начали овладевать своим телом.

2. Теперь горизонталь. В индийском фехтовании вторая рука не просто цепляется за оружие, удерживаемое двумя руками, или держит пассивно щит. И тем более не выполняет какую-либо декоративную функцию — она совершает активные действия. Ваши руки, с оружием или без, должны быть способны двигаться независимо друг от друга, и речь идет не о синхронных или реверсных движениях. Это можно только делать, думать об этом не получится. Если вы будете думать, как действовать двумя руками по отдельности, независимо, одновременно и каждой по-своему, вы не сможете продолжать двигаться, вы тут же остановитесь. Вам придется либо остановить свое тело, либо остановить свое сознание. Это уже медитация в движении. Это вы начали овладевать своим сознанием.

Теперь, обладая телом и сознанием, вы можете перемещаться, шагать и на любой ваш шаг совершать действия любой рукой — одной или сразу двумя. Теперь ваше тело представляет собой объединенные руки и ноги. В случае работы с оружием руки — это ветви, а ноги — это корни. Ветви на небе, корни на земле. Вы соединили небо и землю. Вы соединительный элемент, проводник, столп, алтарь. Вы почти создатель.

3. На первом этапе достижением стало то, что вы смогли соединить основное движение рук с дополнительными действиями ног (шагами) и начали перемещаться. А вот теперь их нужно разъединить, отсоединить движение рук от движения ног, и сделать главными ноги. Вы просто шагаете как хотите, куда хотите, в любую сторону, не думая о движениях рук. Но при этом ваш удар обязательно придется на шаг левой или правой ногой, а не между ними, потому что вы уже овладели первым этапом. Нужно научиться свободно шагать, и при этом на каждом и любом шаге вы способны вложиться в удар, не подбирая специально для этого момент. В итоге вы не думаете, как и когда нанести удар или как и чем защититься, вы просто свободно перемещаетесь и можете совершить необходимое действие в любой момент, ведь на предыдущем этапе вы научились действовать руками, не думая об этом. Вашей атакой и вашим ударом становится ваш шаг.

Пентра – это три основных шага, универсальный способ перемещения, реализуемый как в базовом варианте, так и более сложном — по свастике. Свастика это пентра на четыре стороны. После покорения четырех сторон, «четырех великих царей», вы можете двигаться как угодно. Это вы размерили пространство и уже практически овладели им.

4. Когда вы научились свободно шагать в любом направлении независимо от действий руками, необходимо забыть о ногах и шагах (о руках вы уже забыли на предыдущих этапах) и сосредоточиться только на вашем оружии. Ваше тело, движения и сознание — это только подставка для него.

Вы уже не думаете о руках, ногах, движениях, направлениях, в какую сторону вам идти и даже о пентре и свастике. Вас самих уже нет, вы стали вашим оружием, а оно вами. Оружие, которое действует само, связанное через вас с небом и землею и контролирующее пространство. Вы теперь разрушитель.