Апр 30
Акхара
Понятие «акхара» имеет несколько значений: секта, группа, что-то среднее между воинским подразделением и воинской общиной, спортивная гимназия, место для тренировок. Многообразие термина вызвано различием в значениях, которые ему придавались в зависимости от времени и исторических обстоятельств его использования.
К концу XIII века в Индии уже сформировались секты вооруженных аскетов, монахов или йогов, но в любом случае саньясинов, отказавшихся от материальной жизни. Такие объединения были организованы в акхара, наподобие монашеских орденов. К началу могольского вторжения в XVI веке в раджпутской среде сложилась прослойка воинов, которые по окончании аграрного сезона собирали и вооружали крестьян в военизированные формирования или, скорее, в банды, в целях продажи своих услуг на подобие современных им европейских кондотьеров.
Такое оставление привычных занятий, родных мест и семей было созвучно идеям санньясы, близким каждому индуисту и могло вносить определенный религиозный оттенок в понятие простого наемного отряда, приближая его к объединениям аскетов. Таким образом, изначально акхара являлись чем-то вроде монашеских орденов, но со временем уже могли обозначать и вооруженные банды фанатиков или наемников. Наиболее заметным это явление было на территориях маратхов, в Бенгалии, Пенджабе и Раджастане. Существовали акхара как исключительно религиозного или мистического характера, так и полностью милитаризированные.
Со временем термином акхара стали обозначаться также воинские общины, объединявшие жителей городов и деревень наподобие отрядов самообороны, которые практиковали военную подготовку. Место, площадка для занятий такой подготовкой также со временем стала называться акхара. На территории акхара располагался соответствующий храм и земляная насыпь для поединков борцов.
В каждой акхара был свой гуру и инструкторы по подготовке. С появлением регулярных войск акхара продолжили отдельное существование: подготовка воинов в акхара и тренировки регулярных войск не имели между собой ничего общего. Это являлось вполне естественным, учитывая, что регулярные войска стали появляться уже в огнестрельную эпоху и обучались европейскими наемниками.
В XX веке акхара это в большинстве своем объединения традиционных борцов кушти. Сейчас существуют акхара силовой подготовки, гимнастической, акробатической и иной направленности. Практикующие воинские навыки малочисленны, малоизвестны и невостребованы.
Относительно существовавших ранее практик воинских навыков в акхара аскетов исследователи отмечают, что боевые практики эффективно сочетались с выбранным аскетами жизненным путем. Монахи брали в руки оружие не просто для защиты себя или преследования каких-либо агрессивных целей.
Нахождение в битве или психологическое состояние битвы являлось неотъемлемой частью их самоидентификации. Физическое развитие и динамические упражнения наряду с другими практиками служили основной цели аскетов – достижению спасения.