Янв 20
Индийский посох
Северо-Индийский посох — лакри (लकड़ी или لکڑی, означающее просто «дерево») — представляет собой мощный бамбуковый шест или палку, длина которого варьирует от 150 до 170 см, но в идеале подбирается индивидуально таким образом, чтобы посох достигал в высоту мочки уха владельца.
Посох является основным оружием в индийских боевых искусствах и, соответственно, самым распространенным оружием в истории Индии. В большинстве случаев он представлял собой участок ствола бамбука, как правило расширяющийся к нижней части. Дополнительно нижняя часть либо оковывалась металлом, либо снабжалась несколькими кольцами, надеваемыми на ствол как шайбы.
Если не считать основных многолюдных магистралей, путешествие по дорогам Индии без посоха было немыслимо. Вплоть до XX-го века сельский житель в Индии не отдалялся от дома без посоха, который использовался как оружие против грабителей и хищников.
Родословная лакри восходит к пастушескому посоху, известному всем скотоводческим племенам, принадлежащим древней евразийской традиции.
Согласно ведическим текстам, посох использовался как для управления скотом, так и для защиты. Индийская поговорка гласит: «кто владеет посохом, тот владеет коровой». И вот здесь возникает очень важный момент, который навсегда определил способ использования посоха и соответствующие техники: от кого пастухам в первую очередь приходилось защищать скот и защищаться самим?
Анализируя приемы индийского посоха и базовую технику, неадаптированную под дуэль двух человек, трудно не обратить внимание на постоянные развороты на 180-360 градусов, проносные круговые удары, переходящие один в другой, направленные в разные, часто противоположные стороны, и на полный контроль всего пространства вокруг.
Если попытаться представить в силу каких причин могла быть вызвана к жизни такая техника, то очевидно, что вызовом послужило наличие необходимости противостоять атакующей стае хищников.
Проблема защиты от диких животных всегда была крайне актуальной для индийцев. Например, в 1878 г. только на одной территории современного штата Уттар-Прадеш волками было убито 624 человека. В 1900 г. 285 людей было убито на территориях современного штата Мадхья-Прадеш. Даже в 1980-х гг. в Индии от волков погибало до 100 человек в год. В 1996 г. газета «Нью-Йорк Таймс» опубликовала репортаж из штата Уттар-Прадеш о борьбе местных жителей с волками, где крестьяне вооружались бамбуковыми посохами и старинными ружьями. И это речь идет о XX-ом веке. Можно представить себе ситуацию, которая имела место на равнинах и в джунглях Индии 500, 1000 или 2000 лет назад.
Индийский волк, более мелкий подвид европейского серого волка, известен своими нападениями на человека. Но не меньший ужас вызывал и широко известный, благодаря Редьярду Киплингу, красный волк – дхоле, относящийся к виду Cuon alpinus:
…рыжие собаки из Декана идут войной, а волки знают очень хорошо, что даже тигр уступает этим собакам свою добычу. Они бегут напрямик через джунгли и все, что попадается им навстречу, сбивают с ног и разрывают в клочья. Хотя Дикие Собаки не так крупны и не так ловки, как волки, они очень сильны, и их бывает очень много.
Красные волки нападали на тигров, гималайских медведей, снежных барсов и крайне редко на человека, но они представляли огромную опасность для скота. Волки этого вида были известны и на российском Дальнем Востоке:
Вдруг за поворотом речки я увидел какое-то животное, похожее на собаку, только выше ростом. Широкая голова, небольшие мохнатые стоячие уши, притупленная морда, сухое сложение и длинный пушистый хвост изобличали в нем красного волка или шакалоподобную дикую собаку. Цвет волка действительно был красный, темный на спине и светлый на брюхе. Животное лакало воду. Когда мы вышли на гальку, оно перестало пить и большими прыжками побежало к лесу. Вслед за ним из прибрежных кустов выскочили еще два волка, из которых один был такой же окраски, как и первый, а другой темнее, и еще несколько животных промелькнуло мимо нас по кустам. Я стрелял и ранил одного из них. В это время подошел Дерсу. Узнав, в чем дело, он направился в заросли и стал что-то искать. Минуты через две я услышал его оклик и повернул в ту сторону. Гольд стоял около большого кедра и махал мне рукой. Подойдя к нему, я увидел на земле большое кровавое пятно и кое-где клочки оленьей шерсти. Дерсу сообщил мне, что красные волки всегда бродят по тайге стаями и охотятся за козами сообща, причем одни играют роль загонщиков, а другие устраивают засаду. Когда они бросаются на животное, то растаскивают его на части, оставляя на месте, как и в данном случае, только кровавое пятно и клочки шерсти. Охотники говорят, что бывали случаи нападения их на человека.
Владимир Арсеньев
«Дерсу Узала»
Техники с посохом, ведущие свое начало от архаичных пастушеских навыков в отличие от более молодых боевых искусств, легко отличить по одному признаку: шест удерживается обеими руками за один конец.
Именно так держат шест традиционные скотоводы, народ сурма в Эфиопии, изолированный в силу природных факторов и сохранивший нетронутой свою традиционную культуру. Только такой хват позволяет безопасно защититься от атакующего животного. В других случаях, когда посох удерживается двумя симметрично расставленными руками, что позволяет использовать оба его конца, речь идет о совершенно другом происхождении таких практик.
Указанные качества посоха находили свое применение и на поле боя, особенно в тех случаях, когда военная тактика не подразумевала плотных построений, залпового огня, и любое столкновение неминуемо превращалось в свалку, когда опасность могла прийти с любой стороны, как и в случае атаки волчьей стаи.
Абу-л Фазл Аллами, автор Акбар-наме, описывая индийские войска Акбара, упоминал отряды «лакраитов» — воинов, использующих посохи (последних необходимо отличать от присутствующих на многочисленных изображениях индийской живописи «чхобдхаров» — носителей инсигний в процессиях. В этом случае богато украшенные палицы и посохи играли исключительно церемониальную роль).
Посохи использовались полицейскими, ночными сторожами, охранниками – вообще до второй половины XX-го века практически любой мужчина в Северной Индии имел базовую подготовку во владении посохом. Причем обучался он этому еще в мальчишеском возрасте. Даже в современной Индии в мирное время эти знания не всегда были теоретическими. Например, в одной из раджпутских деревень в 600 жителей за тридцать лет было зафиксировано три смертельных случая в результате драк на посохах.
Классический образ исчезающего только в XX-м веке «martial rajput»: длинные усы, высокий тюрбан и тяжелый, с железными кольцами посох.
Посохи были основным оружием ополченцев. В каждом небольшом городе или большой деревне было организованное ополчение со своим главой, которое могло мгновенно собираться по призыву руководителя. Они вступали в споры с соседними общинами по поводу земельных границ или скота, защищали свои деревни от бандитов, рейдеров или солдат-фуражиров.
Именно они составляли основную боевую силу любого восстания.
По свидетельствам европейцев лакраитов нанимали для сбора налогов и в качестве телохранителей, но, скорее всего, это были аскеты военизированных орденов – сбор налогов и вооруженная охрана традиционно являлись именно их прерогативой, как и постоянное ношение посоха.
Для аскетов посох являлся не только оружием и неизменным атрибутом странствий в качестве дорожного аксессуара, но и имел в их глазах важное семантическое значение. Сами занятия аскетов с оружием, как и его реальное применение, представляли собой на раннем этапе одну из форм практик тапаса, которая позднее, в связи с выхолащиванием духовной традиции в целом, заместилась религиозным почитанием Ханумана. Так какое значение имел посох в представлении аскетов?
Ответить на этот вопрос может помочь обращение к образу ваджры. Обычно под этим названием подразумевают культовые предметы тибетского буддизма. В мифологическом же смысле ваджра — это некое оружие, которым сражался Индра, что-то наподобие молний греческого Зевса.
Здесь необходимо понимать, что ведические тексты были тесно связаны с кочевническим и пастушеским образом жизни ариев, в силу чего использование отвлеченных понятий для них характерно в гораздо меньшей степени, чем это представляется позднейшим интерпретаторам и исследователям. Язык Вед опирается, скорее, на метафоры — сравнения, уподобления, олицетворения.
В этом пространстве переплетающихся смыслов ваджра как божественное оружие сближается с образом столпа, посредством которого Индра разделил Небо и Землю, который в свою очередь тесно связан с понятием Дерева жизни, а точнее — двух деревьев, разнонаправленно растущих: небесного и земного, ветвями вверх и вниз.
По мнению некоторых исследователей, художественное воплощение идеи ваджры могло отсылать именно к этому образу.
Ведь функция ваджры, с одной стороны, включает в себя установление границ между различными вещами, их различение, а с другой — утверждение правильных отношений между выделенными частями, их соединение. Два разнонаправленных усилия сливаются в единый процесс созидания и поддержания существующего миропорядка. Понятно, что сохранение достигнутой гармонии требует вооружённой борьбы с силами зла, которые пытаются нарушить установленный Закон, и ваджра также является орудием в этой борьбе. Палица Индры, которой он победил Вритру, – это та же ваджра. В этой связи представляется справедливым утверждение, что прообразом ваджры и основой для всех связанных с этим мифическим предметом коннотаций послужило, возможно, самое первое оружие древних скотоводов – палица из ствола дерева с комлем и частью корней.
Посох-лакри, обозначающий дерево, сделанный из целого дерева, с архаичных времен служивший для сохранения и защиты скота — основы жизни, защищающий от опасностей в странствиях, олицетворял тот самый столп, устанавливающий порядок, удерживающий Небо и Землю, то самое магическое оружие Индры, устраняющее препятствия и побеждающее врагов. Посох в руках посвященных не просто пресекал чужую агрессию — он восстанавливал первоначальное равновесие.
Защити меня, посох
Ты – моя сила и мой друг
Ты – молния Индры, убивающий Вритру
Ты — моя опора и победитель зла
Упанишады