![](https://indianfight.ru/wp-content/uploads/38565702641_197ceb9ae2_b-kopiya-700x450.jpg)
Янв 20
Индийский посох
Северо-Индийский посох — лакри (लकड़ी или لکڑی, означающее просто «дерево») — представляет собой мощный бамбуковый шест или палку, длина которого варьирует от 150 до 170 см, но в идеале подбирается индивидуально таким образом, чтобы посох достигал в высоту мочки уха владельца.
![](https://indianfight.ru/wp-content/uploads/DSCN4615-kopiya-2-1055x1200.jpg)
Посох является основным оружием в индийских боевых искусствах и, соответственно, самым распространенным оружием в истории Индии. В большинстве случаев он представлял собой участок ствола бамбука, как правило расширяющийся к нижней части. Дополнительно нижняя часть либо оковывалась металлом, либо снабжалась несколькими кольцами, надеваемыми на ствол как шайбы.
![](https://indianfight.ru/wp-content/uploads/Man-and-woman-from-Jhang-Punjab-1838-39-Britanskaya-biblioteka-2.jpg)
Если не считать основных многолюдных магистралей, путешествие по дорогам Индии без посоха было немыслимо. Вплоть до XX-го века сельский житель в Индии не отдалялся от дома без посоха, который использовался как оружие против грабителей и хищников.
Родословная лакри восходит к пастушескому посоху, известному всем скотоводческим племенам, принадлежащим древней евразийской традиции.
Согласно ведическим текстам, посох использовался как для управления скотом, так и для защиты. Индийская поговорка гласит: «кто владеет посохом, тот владеет коровой». И вот здесь возникает очень важный момент, который навсегда определил способ использования посоха и соответствующие техники: от кого пастухам в первую очередь приходилось защищать скот и защищаться самим?
Анализируя приемы индийского посоха и базовую технику, неадаптированную под дуэль двух человек, трудно не обратить внимание на постоянные развороты на 180-360 градусов, проносные круговые удары, переходящие один в другой, направленные в разные, часто противоположные стороны, и на полный контроль всего пространства вокруг.
Если попытаться представить в силу каких причин могла быть вызвана к жизни такая техника, то очевидно, что вызовом послужило наличие необходимости противостоять атакующей стае хищников.
Проблема защиты от диких животных всегда была крайне актуальной для индийцев. Например, в 1878 г. только на одной территории современного штата Уттар-Прадеш волками было убито 624 человека. В 1900 г. 285 людей было убито на территориях современного штата Мадхья-Прадеш. Даже в 1980-х гг. в Индии от волков погибало до 100 человек в год. В 1996 г. газета «Нью-Йорк Таймс» опубликовала репортаж из штата Уттар-Прадеш о борьбе местных жителей с волками, где крестьяне вооружались бамбуковыми посохами и старинными ружьями. И это речь идет о XX-ом веке. Можно представить себе ситуацию, которая имела место на равнинах и в джунглях Индии 500, 1000 или 2000 лет назад.
![](https://indianfight.ru/wp-content/uploads/V-lesu.jpg)
Индийский волк, более мелкий подвид европейского серого волка, известен своими нападениями на человека. Но не меньший ужас вызывал и широко известный, благодаря Редьярду Киплингу, красный волк – дхоле, относящийся к виду Cuon alpinus:
…рыжие собаки из Декана идут войной, а волки знают очень хорошо, что даже тигр уступает этим собакам свою добычу. Они бегут напрямик через джунгли и все, что попадается им навстречу, сбивают с ног и разрывают в клочья. Хотя Дикие Собаки не так крупны и не так ловки, как волки, они очень сильны, и их бывает очень много.
![](https://indianfight.ru/wp-content/uploads/3340_a-Tiger-hunted-by-wild-dogs_1000-kopiya.jpg)
Красные волки нападали на тигров, гималайских медведей, снежных барсов и крайне редко на человека, но они представляли огромную опасность для скота. Волки этого вида были известны и на российском Дальнем Востоке:
Вдруг за поворотом речки я увидел какое-то животное, похожее на собаку, только выше ростом. Широкая голова, небольшие мохнатые стоячие уши, притупленная морда, сухое сложение и длинный пушистый хвост изобличали в нем красного волка или шакалоподобную дикую собаку. Цвет волка действительно был красный, темный на спине и светлый на брюхе. Животное лакало воду. Когда мы вышли на гальку, оно перестало пить и большими прыжками побежало к лесу. Вслед за ним из прибрежных кустов выскочили еще два волка, из которых один был такой же окраски, как и первый, а другой темнее, и еще несколько животных промелькнуло мимо нас по кустам. Я стрелял и ранил одного из них. В это время подошел Дерсу. Узнав, в чем дело, он направился в заросли и стал что-то искать. Минуты через две я услышал его оклик и повернул в ту сторону. Гольд стоял около большого кедра и махал мне рукой. Подойдя к нему, я увидел на земле большое кровавое пятно и кое-где клочки оленьей шерсти. Дерсу сообщил мне, что красные волки всегда бродят по тайге стаями и охотятся за козами сообща, причем одни играют роль загонщиков, а другие устраивают засаду. Когда они бросаются на животное, то растаскивают его на части, оставляя на месте, как и в данном случае, только кровавое пятно и клочки шерсти. Охотники говорят, что бывали случаи нападения их на человека.
Владимир Арсеньев
«Дерсу Узала»
![](https://indianfight.ru/wp-content/uploads/90731328-kopiya.jpg)
Техники с посохом, ведущие свое начало от архаичных пастушеских навыков в отличие от более молодых боевых искусств, легко отличить по одному признаку: шест удерживается обеими руками за один конец.
Именно так держат шест традиционные скотоводы, народ сурма в Эфиопии, изолированный в силу природных факторов и сохранивший нетронутой свою традиционную культуру. Только такой хват позволяет безопасно защититься от атакующего животного. В других случаях, когда посох удерживается двумя симметрично расставленными руками, что позволяет использовать оба его конца, речь идет о совершенно другом происхождении таких практик.
Указанные качества посоха находили свое применение и на поле боя, особенно в тех случаях, когда военная тактика не подразумевала плотных построений, залпового огня, и любое столкновение неминуемо превращалось в свалку, когда опасность могла прийти с любой стороны, как и в случае атаки волчьей стаи.
Абу-л Фазл Аллами, автор Акбар-наме, описывая индийские войска Акбара, упоминал отряды «лакраитов» — воинов, использующих посохи (последних необходимо отличать от присутствующих на многочисленных изображениях индийской живописи «чхобдхаров» — носителей инсигний в процессиях. В этом случае богато украшенные палицы и посохи играли исключительно церемониальную роль).
![](https://indianfight.ru/wp-content/uploads/An-officer-of-the-Calcutta-Police-1840.png)
Посохи использовались полицейскими, ночными сторожами, охранниками – вообще до второй половины XX-го века практически любой мужчина в Северной Индии имел базовую подготовку во владении посохом. Причем обучался он этому еще в мальчишеском возрасте. Даже в современной Индии в мирное время эти знания не всегда были теоретическими. Например, в одной из раджпутских деревень в 600 жителей за тридцать лет было зафиксировано три смертельных случая в результате драк на посохах.
![](https://indianfight.ru/wp-content/uploads/indexTMF34LRK-kopiya-2-2.jpg)
Классический образ исчезающего только в XX-м веке «martial rajput»: длинные усы, высокий тюрбан и тяжелый, с железными кольцами посох.
Посохи были основным оружием ополченцев. В каждом небольшом городе или большой деревне было организованное ополчение со своим главой, которое могло мгновенно собираться по призыву руководителя. Они вступали в споры с соседними общинами по поводу земельных границ или скота, защищали свои деревни от бандитов, рейдеров или солдат-фуражиров.
Именно они составляли основную боевую силу любого восстания.
![](https://indianfight.ru/wp-content/uploads/FS-7406_45-kopiya-2.jpg)
По свидетельствам европейцев лакраитов нанимали для сбора налогов и в качестве телохранителей, но, скорее всего, это были аскеты военизированных орденов – сбор налогов и вооруженная охрана традиционно являлись именно их прерогативой, как и постоянное ношение посоха.
Для аскетов посох являлся не только оружием и неизменным атрибутом странствий в качестве дорожного аксессуара, но и имел в их глазах важное семантическое значение. Сами занятия аскетов с оружием, как и его реальное применение, представляли собой на раннем этапе одну из форм практик тапаса, которая позднее, в связи с выхолащиванием духовной традиции в целом, заместилась религиозным почитанием Ханумана. Так какое значение имел посох в представлении аскетов?
![](https://indianfight.ru/wp-content/uploads/vajra-ouvert-ferme-wkp-ski-1900X1141px-721x1200.jpg)
Ответить на этот вопрос может помочь обращение к образу ваджры. Обычно под этим названием подразумевают культовые предметы тибетского буддизма. В мифологическом же смысле ваджра — это некое оружие, которым сражался Индра, что-то наподобие молний греческого Зевса.
Здесь необходимо понимать, что ведические тексты были тесно связаны с кочевническим и пастушеским образом жизни ариев, в силу чего использование отвлеченных понятий для них характерно в гораздо меньшей степени, чем это представляется позднейшим интерпретаторам и исследователям. Язык Вед опирается, скорее, на метафоры — сравнения, уподобления, олицетворения.
![](https://indianfight.ru/wp-content/uploads/44c7b8c76a93ee1620ef60a6d5af7f08.jpg)
В этом пространстве переплетающихся смыслов ваджра как божественное оружие сближается с образом столпа, посредством которого Индра разделил Небо и Землю, который в свою очередь тесно связан с понятием Дерева жизни, а точнее — двух деревьев, разнонаправленно растущих: небесного и земного, ветвями вверх и вниз.
По мнению некоторых исследователей, художественное воплощение идеи ваджры могло отсылать именно к этому образу.
![](https://indianfight.ru/wp-content/uploads/resize-1.jpg)
Ведь функция ваджры, с одной стороны, включает в себя установление границ между различными вещами, их различение, а с другой — утверждение правильных отношений между выделенными частями, их соединение. Два разнонаправленных усилия сливаются в единый процесс созидания и поддержания существующего миропорядка. Понятно, что сохранение достигнутой гармонии требует вооружённой борьбы с силами зла, которые пытаются нарушить установленный Закон, и ваджра также является орудием в этой борьбе. Палица Индры, которой он победил Вритру, – это та же ваджра. В этой связи представляется справедливым утверждение, что прообразом ваджры и основой для всех связанных с этим мифическим предметом коннотаций послужило, возможно, самое первое оружие древних скотоводов – палица из ствола дерева с комлем и частью корней.
Посох-лакри, обозначающий дерево, сделанный из целого дерева, с архаичных времен служивший для сохранения и защиты скота — основы жизни, защищающий от опасностей в странствиях, олицетворял тот самый столп, устанавливающий порядок, удерживающий Небо и Землю, то самое магическое оружие Индры, устраняющее препятствия и побеждающее врагов. Посох в руках посвященных не просто пресекал чужую агрессию — он восстанавливал первоначальное равновесие.
Защити меня, посох
Ты – моя сила и мой друг
Ты – молния Индры, убивающий Вритру
Ты — моя опора и победитель зла
Упанишады