by

In: Статьи

Комментарии к записи Система воинских навыков Юго-Восточного Раджастана отключены

Копье

Первое, что обращает на себя внимание в рассматриваемой системе, это наличие упражнений с коротким копьем. По мнению исследователей, раджпуты предпочитали сражаться пешими, с саблей талвар, мечом кханда и коротким копьем в качестве основного наступательного вооружения.

Солдат-раджпут, XVII век

Солдат-раджпут, XVII век

Это не исключало использование другого оружия (включая со временем и огнестрельного) и конного боя, речь идет только о традициях и предпочтениях.

Могольский сипай-наемник, XVII век

Могольский сипай-наемник, XVII век

Техники с копьем представляют собой достаточно простой и интуитивно понятный набор движений, базой для которых являются навыки, приобретенные в работе с шестом. Несмотря на превалирование колющих ударов, в работе с копьем присутствуют и ударные техники. Это может быть объяснено двумя обстоятельствами: использованием рубящих ударов лезвием копья (широкие и прочные наконечники позволяли это делать) и применением комбинированного оружия, существовавшего у наемников-раджпутов в могольской армии в XVII веке. Конструкция представляла собой древко с втоком и наконечником, но втулка наконечника копья была интегрирована с массивной булавой.

Учебное копье "баллям"

Учебное копье «баллям»

Но наиболее распространенные виды индийских копий соответствовали классическим представлениям. Короткое копье для пешего боя отличал только более широкий наконечник и достаточно толстое, часто бамбуковое древко. Название вида копья, использующееся в рассматриваемой системе, – баллям (ballam) – соответствует историческим описаниям копий раджпутов, как по внешнему виду, так и по ареалу распространения.

В формах с копьем основной акцент делается на технику перемещений, в которой один шаг соответствует одному тактическому действию, и на контроле за окружающим пространством – полем предполагаемого боя. Именно наличие техник владения копьем, а точнее простота и естественность ее элементов, позволяет предполагать существование в этом регионе Раджастана некогда реальной необходимости обучать начинающих солдат элементарным навыкам ведения боя, что, безусловно, было востребовано и в воинской общине – акхара и в деревенской раджпутской школе еще в XIX веке и ранее.

Палка

Общим принципом для всех боевых систем Индии и Ирана является базовое обучение методам владения оружием на основе навыков использования палки или шеста. Не является исключением и рассматриваемая система, в которой навыки использования палки являются основой для всего дальнейшего обучения. При этом ценность представляет не само использование палки в качестве оружия, а та двигательная база, которая выставляется в процессе обучения владению этим предметом. Как ни странно это прозвучит, но двигательная база рассматриваемой системы выглядит как акцентированный некоторым образом обычный человеческий шаг или походка, в которую «зашит» общий для всех северо-западных направлений базовый принцип перемещения «пентра». В данной системе способ обучения с использованием этого принципа приводит к конкретным двигательным навыкам без апелляции к каким-либо сакральным смыслам или чудесным свойствам. После обретения навыка сама пентра продолжает существовать только как начальное движение при исполнении стандартных форм.

Меч

Сабля "тегха"

Сабля «тегха»

После приобретения в процессе обучения с палкой двух основных качеств, а именно: двигательного навыка и развитых запястий, у обучаемого исчезают вопросы относительно такой странной конструкции рукояти классической индийской сабли «талвар».

Исключая возможность нежестко удерживать рукоять и позволять оружию доворачиваться в держащей его руке, рукоять талвара делает возможным применение других принципов работы с длинноклинковым холодным оружием. Эти принципы легко проследить на примере техник владения оружием с поперечным удержанием рукояти, количество и разнообразие которого в Индии беспримерно. При этом еще раз следует подчеркнуть, что эти же принципы применяются и во владении клинковым оружием с привычным продольным расположением рукояти.

Использования в левой руке щита, парирующего оружия или второго меча не меняет сути происходящего и является опциональным. При этом следует отметить, что в Индии всегда ценились обеерукие воины. У раджпутов также считалось, что человек, который может научиться одинаково хорошо владеть мечом и правой, и левой рукой, имеет больше преимуществ в поединке. При этом владение двумя мечами сразу не оставалось теоретическим допущением или исключительно тренировочным подходом.

Короткоклинковое оружие

Кинжал "ханджарли"

Кинжал «ханджарли»

К этому разделу относятся индийские кинжалы с привычным продольным хватом (ханджар, ханджарли, джамбия, чилланум, джамадхар катари, бичва) и кинжал с поперечно расположенной рукоятью (кутар). Особенностью использования кинжалов с привычным расположением рукояти является их удержание преимущественно обратным хватом. Способы использования этого оружия предполагают как самостоятельные атакующие техники, так и второстепенные защитные или парирующие для второй руки.

Щит "маду"

Щит «маду»

Вторая группа, условно отнесенная к короткоклинковому оружию, представляет собой оружие, преимущественно использующее для парирования и предназначенное для второй руки (маду, щиты с шипами и клинками, саинти во всех вариантах).

 

Другое оружие

Клевец "загнал"

Клевец «загнал»

В системе не изучаются отдельно такие популярные у раджпутов виды оружия как булавы, топоры или клевцы.

Но, как уже отмечалось выше, правильно выставленный двигательный навык позволит незадумываясь перемещаться свободным образом, нападая и защищаясь как с любым оружием, так и совсем без него. Что касается работы совсем без оружия, здесь достаточно сказать, что выставленный навык формирования кисти, удерживающей оружие при атаке или защите, позволяет эффективно использовать саму кисть как самостоятельное оружие. А приобретенный навык перемещения и переступания ног позволит в ограниченном объеме подключать к общим атакующим или защитным действиям свободную, не нагруженную весом ногу.